Праздник первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи в Городище

9 марта, в день первого и второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в Покровской церкви города Городище праздничную службу совершил настоятель храма иерей Алексий Рой.

Поскольку на этот день выпал так называемый «великопостный полиелей», то служба выделялась в ряду почти одинаковых седмичных богослужений. В ней совершенным образом сочетались праздничные моменты с моментами покаянного плача и печали.

По окончании литургии Преждеосвященных Даров отец Алексий произнес проповедь, адресованную главным образом женской аудитории, которая составляет основную часть прихожан городищенского храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Священник говорил, что каждый из нас зачастую стоит перед выбором – каким путем последовать: путем добра или зла. Первый путь священнослужитель метафорически сравнил с образом Пречистой Божией Матери, которая даже в моменты ужасных страданий и смерти Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа не имела духовной слабости проклинать Его убийц, а воспринимала все страшные события необыкновенно кротко. Дорогу зла отец Алексий сопоставил с образами Иродиады (жены брата Ирода, с которой тот незаконно сожительствовал) и ее дочери Саломеи. Именно эти две женщины погубили святого пророка. Настоятель Покровской церкви напомнил мирянам, что, согласно преданию, голова Иоанна Предтечи даже после усекновения продолжала обличать Ирода и Иродиаду.

Примечательно, что первое и второе обретение главы Пророка и Крестителя Господня случилось в один и тот же день разных IV-го и V-го столетий.

СПРАВОЧНО:

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии (ныне территория государства Израиль), а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской, у старого города Иерусалима,в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (ум. 337), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Эмессы (ныне город Хомс, Сирия), еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Эмессу, а затем в Константинополь (ныне город Стамбул, Турция).

Просмотров: (7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *